статьи Л.И.Кругловой

Теодор Шанин.
Принципы обучения.

На основе диалога с Теодором Шаниным летом 2015.

Я люблю с ним пить чай под соснами и беседовать об образовании, развитии людей и сложностях этого процесса. Я с большим уважением наблюдаю, как этот 85-летний человек ясно мыслит, переживает за свое дело и приветствует самостоятельность мышления партнера-оппонента. Я каждый раз с ужасом и восхищением слушаю его биографические истории, где жизнь-смерть, честь-честность, борьба-смирение переплетены в готический узел и могли бы стать прекрасной основой для драматически приключенческого фильма.


- Теодор, вы прекрасный рассказчик!

- …Чтобы я не умер с голоду, мой отец сумел пристроить меня в детский дом – там была дополнительная пайка еды. Это действительно спасло мне жизнь. Но жизнь в военном детском доме, где царят свои законы, световой день заканчивается рано, электричества нет, подросткам делать нечего – весьма сложная ситуация. Меня очень выручило то, что у отца в прежние времена была прекрасная библиотека: Майн Рид, Герберт Уэллс… И я много читал. И в темноте вечеров я рассказывал сюжеты книг детдомовцам, завоевывая этим авторитет и уважение в группе. Мне как раз хватило прочитанного на год, до возвращения в семью. Так я стал рассказчиком…


Теодор Шанин основал Московскую высшую школу социальных и экономических наук (кстати, сделал это в свои 65 лет), которая выдает диплом российского и английского образцов и неофициально носит его имя (ее называют Шанинка). Он построил вуз на принципах, по которым отчисляют студентов без возможности апелляции за плагиат в дипломных работах , не допускают взяточничество, спокойно расстаются с преподавателями на основании негативного оценивания их работы учащимися школы.


И вот мне захотелось поделиться с вами ключевыми мыслями-взглядами-идеями на обучение, которыми Теодор делился со мной под шум ветра в соснах.

(мысли Теодора изложены в моем понимании и моим языком)


  1. Организованные знания – это письменные знания. Идея устных экзаменов порочна, поскольку всегда можно заболтать экзаменатора и получить хорошую оценку безосновательно (подписываюсь под этим – Л. Круглова). А еще можно получить плохую оценку, прекрасно зная предмет: думающему человеку нужно время, чтобы структурировать информацию и выдать правильный ответ, а пауза часто воспринимается как незнание и не готовность.
  2. Поэтому в вузе есть принцип: учиться не от сессии к сессии, а от эссе к эссе. Студенты постоянно пишут! работы на основе изученных материалов, прочитанных книг и статей, прослушанных лекций. Письменная речь структурирует мысли, в ней всегда видна системность или ее отсутствие. Это позволяет быстрее и точнее учиться мыслить, делать реальный апргейт своего мышления, а не просто тренировку памяти накануне сессии. И еще письменная работа создаёт объективную возможность перепроверить каждую из работ, то есть, второго экзаменатора, что может быть очень ценным.
  3. Плохой педагог тот, у кого студенты не спорят с ним, поскольку подавлены его авторитетом. Важно заставлять спорить и спорить по делу, не допуская болтовни или противостояния статусов. Преподаватель для того и есть, чтобы научить студента мыслить самостоятельно, а не вложить в его голову свою правильную картину мира и научить, сколько «ку» и перед цветом каких штанов надо делать.
  4. Еще раз: цель образования – научить людей думать! Факты, цифры и контент они легко найдут (сейчас вопрос не в недостатке информации, а в излишке и даже ложности многих «информационных поводов»). Важно научить критические осмыслять информацию и выходить на правдивое видение проблематики.
  5. Множество точек зрения – это количество возможных ситуаций развития событий. Стороны сидят и спорят, а иначе невозможно провести функциональную проверку решения и сделать адекватный выбор.
  6. Учить надо мало! Чтобы у студентов была возможность учиться много! самостоятельно, и добиться выделения нужного времени для этого. Лекций должно быть меньше, а практической работы, исследований, эссе – больше.
  7. Качественное сопровождение учащегося может сделать тьютер. Студент находится под патронажем человека, который не отвечает на вопросы, а спрашивает, не дает решение, а способствует его поиску, не делится знанием, а «вынуждает» студента это знание извлекать и в себе взращивать.

Я понимаю, что система высшего образования и двухдневный формат тренингов – это очень разные вещи.

Но!

Многие позиции Теодора мне очень созвучны, и на протяжении последних лет тренерства я:


  1. Учу мало! Создаю условия и пространство, чтобы учились много. Постоянно даю задачки участникам для самостоятельной работы и ухожу из тренингового кабинета, чтобы сами, сами и еще раз сами! решали, ошибались, побеждали и учились!
  2. Применяю коучинговый подход – отвечаю вопросом на вопрос)), накидываю противоположные примеры и факты, чтобы расширить картину мира. Снимаю с себя ответственность за выборы и результаты участников, беру ответственность за организацию процесса, чтобы было полезно и результативно для тех, кто пришел научиться.
  3. Отучаю участников тренинга «болтать» просто так. Останавливаю «диспуты» жесткими вопросами «Зачем это говориться?», «Как это работает на цель?». Не занимаюсь болтологией: самая длинная лекция в тренинге – 12 минут, «информационный вброс» для практического освоения. И приветствую разговоры и споры по делу.

И беру в свою рабочую практику действия на основе его точки зрения:


  1. Письменные самоотчеты по горячим следам проведенных тренингов – что получилось, что сделала бы по-другому, на что обратить внимание в следующий раз.
  2. Письменные отчеты для функциональных тренеров моей команды (парни, вы попали!). Не просто провели тренинг, а самостоятельно проанализировали, прописали цели и акценты на следующее проведение тренинга и… Следующий тренинг, следующий отчет.
  3. После заданий и сетов даю время людям проговорить их итоги-выводы- открытия, а потом записать их.
  4. Сообщать участникам (быстрее и чаще), что «Все, что я говорю – это всего лишь моя точка зрения, мой опыт и мое сегодняшнее видение ситуации. Проверяйте, тестируйте, нарабатывайте свои варианты видения и решений»
  5. Собирать обратную связь по своим статусным позициям и играм (следить за тем, чтобы не давить авторитетом, погонами и рангами: я начальник/тренер, вы – все остальные). Особенно, если передо мной люди в 1,5-2 раза младше меня по возрасту.
  6. Благодарить людей открыто и быстро за идеи и предложения, иные точки зрения, которые помогли мне, способствовали выработке грамотного решения, принесли прибыль в ситуацию.

Вот сейчас и начну: Теодор! Спасибо Вам за идеи и вдохновение! Рада нашему знакомству, общению и общности в принципах и направлении обучения.


О Теодоре. Напоследок.

Июнь 2015. Открытая встреча в Высшей школе (Шанинке) для будущих абитуриентов. Возможность познакомиться с системой обучения, принципами и преподавателями, задать интересующие вопросы и получить ответы. Теодор после выступления о школе предлагает аудитории перейти в формат диалога. И тут с первого ряда хорошо одетый парень, тяжко растягивая, как бы вымучивая слова и неестественно при этом двигаясь, начинает задавать вопрос о том, почему у нас в стране нет возможности получать высшее образование для людей с ДЦП. Я дергаюсь – провокация!, поскольку социальный фон предельно провокационный: две недели назад фонду «Династия», реально поддерживающему российскую науку, инкриминировали выполнение роли «иностранного агента», накануне уехал из страны Зимин Дмитрий Борисович… И понятно, что умных и честных будут продолжать давить-вытеснять, и делать это разными, в том числе грязными, способами. В общем, «встаю на дыбы». А Теодор спокоен. Выслушивает, уточняет вопрос и проясняет, что это не игра и провокация, этот паренек со своей вымученной речью и такой же пластикой движений реально пробивает дорогу таким, как он, в нормальную жизнь. Ответ Теодора: «Мы займемся этой проблемой, я предложу моим коллегам, чтобы рассмотрели возможность учиться в нашем вузе». И я понимаю – опыт социальной работы (криминальная молодёжь, туберкулёзная больница, реабилитация инвалидов) и позиция деятельного участия выкристаллизовали в нем эту способность видеть Людей, воспринимать их реальную боль и находить возможности решать проблемы. Не смотря и не взирая на тот трешь, в котором приходится жить и работать. Чего желаю и всем нам!

P.S. Кстати, в детстве Теодора воспитывали ученицы Януша Корчака.



Искренне своя

Людмила Игоревна Круглова

Бизнес-тренер, коуч, консультант

В борьбе
ты право
обретешь.
Т. Шанин
Made on
Tilda